Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Lenovo
Заготовки-декупаж
Pinerest
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи

Орнамент первобытных народов
В эпоху палеолита первобытные люди пытались воспроизвести окружающий мир в точных и зримых образах. Поэтому, наиболее важными темами палеолитического искусства была тема зверей и тема охоты. В основном, пещерные росписи — это образы зверей: мамонты, носороги, быки, лошади, пещерные львы и медведи.

Второе место после сцен охоты занимали изображения обрядов воскрешения и размножения зверей, олицетворяющих магию плодородия. Также, при исполнении обрядов плодородия часто изображался человек, это были преимущественно женские фигурки. Раскраска таких изображений производилась черным, красным, желтым и коричневым цветами.

Позднее, вместе с изображениями животных первобытный человек начинает использовать условные знаки, различные комбинации линий, сходные с геометрическими фигурами. Таким образом, закладываются основы магической семантики. Постепенно, это приводит к абстрактным геометрическим изображениям символов, легших в основу создания орнамента как способа украшения. Орудия труда и вооружение, домашнюю утварь, в основном, украшали орнаментом геометрического характера, иногда эти предметы покрывали резными или скульптурными изображениями животных. Браслеты из кости, поражают оригинальностью орнаментов. Удивляет и восхищает украшающий их тончайший узор в виде полос меандра, разделенных параллельными зигзагами, или же «елочным» узором.

В конце III тысячелетия до нашей эры в Европе продолжает преобладать геометрическая орнаментика. Характерным узором изделий из художественного металла остаются криволинейные, волнистые, лентообразные или спиральные узоры. Керамические сосуды часто декорируются спиралью с выпуклой точкой в центре. Аналогичный орнамент характерен и для Центральной Европы железного века (культура Гальштата, IX—VI вв. до н. э.).

Латенская культура. (V—I вв. до н. э.). Кельтский орнамент. В V - I вв. до н. э., в Западной Европе были очень распространены племена кельтов. Искусство кельтов - использует абстрактные и растительные мотивы, заимствованные у греков и этрусков. Также, в кельтском орнаментальном творчестве встречаются мотивы, связанные с изображением животного мира и человека, заимствованные на Востоке.

Орнамент, составленный из стилизованных форм людей, животных и растений, в виде треугольников, спиралей и точек размещался на металлическое или каменное декорируемое изделие. Изображения, связанные с заупокойным культом были другими, они отличались реализмом и конкретностью.

С V в. до н.э. кельтские ремесленники начали использовать и видоизменять образцы орнаментов других народов, тем самым складывая своеобразный художественный «раннелатенский стиль».

В середине IV в. до и. э. мотивами для орнамента на изделиях кельтов являются изображения птиц и зверей. Изделия прикладного искусства становятся более доступными для широких слоев. Такой рост популярности прикладного искусства способствовал возникновению пластического «среднелатенского стиля», который широко распространился во II в. до н. э. В нем стал использоваться рельефный узор, часто обогащенный гравировкой.

«Позднелатенский стиль» появился в I в. до н.э. в результате упадка художественного ремесла. В середине III в. до н.э. кельты покорили некоторые части территорий Англии. Принесенное ими на эти территории латенское искусство было переработано местными ремесленными школами. В результате такой переработки образовался новый, «островной стиль». Характерными чертами этого стиля являлись бронзовые двурогие шлемы; в орнаменте преобладали мотивы пальметты, завитков спирали; рельефный орнамент сочетается с линейным гравированным узором. С I в. до н. э. экспансия кельтов прекратилась, это не замедлило сказаться на характере форм и мотивов орнамента. Трактовка сюжета стала реалистичной, также появляются изображения экзотических зверей.

Постепенно из разнообразных и разрозненных элементов кельтского орнамента образовался единый стиль, в котором преобладали анималистические и цветочные элементы. Искусство кельтов стало основой искусства народов Франции, Швейцарии, Бельгии, отчасти Англии. В Ирландии и Шотландии в VII - IX вв. это искусство достигло нового расцвета, и возник «новокельтский стиль».

Африка. Наиболее распространенные изображения Южной Африки - это преимущественно изображение сцен охоты, сражений, танцев, изображения, связанные с религиозными представлениями и мифологией. Чаще всего изображались обряды вызывания дождя, погребения, культовые танцы. Несомненно, все это нашло свое отражение в культуре и прикладном искусстве народов Африки. Для культуры африканского народа характерными являются изображение голов и фигурок животных. Для ювелирного искусства ряда африканских стран характерны зооморфные и антропоморфные орнаменты. Например, латунные гирьки в форме диких животных - от слона до антилопы, фигурки танцовщиц или женщин, несущих воду.

В африканской мебели можно встретить самые разнообразные формы деревянных подголовников выполненных в виде черепах, крокодилов и других животных; фигурки птиц и зверей используются в качестве украшения деталей различных предметов.

Различными резными узорами украшаются гребни, а также «рекады» - символы власти, содержащие устрашающие мотивы. Статуэтки почитаемых предков украшаются геометрическим орнаментом, воспроизводящим рисунок татуировок. В декоративном рисунке ткани, наиболее часто встречается рисунок из квадратов, треугольников и ромбов.

Индонезия. Для прикладного искусства Индонезии, примерно в 2000 г. до н. э., были характерны керамические изделия с нарезным орнаментом. Позднее появились изделия из бронзы, представлявшие собой схематические фигуры людей, украшенные спиральным орнаментом, котлы-барабаны с геометрическим узором и стилизованными изображениями человеческого лица, птиц и т.д.

В народной архитектуре индонезийцев часто применялась раскрашенная резьба для украшения стен. В декоре опорных столбов и дверей использовались резные изображения тотемных животных.

В Индонезии существует большое разнообразие древних ремесел, особенно резьба по дереву и бамбуку. На островах Ява, Суматра, Ниас и др. вырезают стилизованные фигурки демонов, предков, тотемных животных. Из окрашенного бамбука, пальмовых листьев и трав плетут циновки, шляпы, сумки. Производятся ювелирные изделия из золота и серебра с фигурами мифологических существ и животных, а также богато украшенные кинжалы -«крисы».

Для украшения одежды, очень часто встречаются тканые и вышитые узоры. В изображениях на керамике используется резной или растительный орнамент, фигурки людей и животных, корчаги дьяков с рельефным изображением драконов.

Океания. Искусство народов Океании не было подвержено сильным изменениям, так как было связано с религиозными и общественными традициями. Их религиозные представления были в основном связаны с культами плодородия и предков.

На островах Новой Гвинеи местные жители создавали керамические изделия и украшали их спиральными насечками; различная деревянная утварь в форме птиц или же фигуры человека; сосуды из бамбука, как правило, украшались резным геометрическим орнаментом.

Культура Новой Зеландии - это культ героев, стремление избежать пустоты при декорировании поверхности и достаточно частое использование мотива спирали по сравнению с другими орнаментальными мотивами. Например, мотив спирали встречается не только в ажурной пли рельефной резьбе по дереву, но и в татуировке лица.

Полинезийские острова славятся производством тканей из коры - «тапа». Декоративный эффект этих тканей достигался очень простым орнаментом. Чаще всего узоры строились на основе ромба или шашечного рисунка, и каждый остров вносил в них что-то свое. Иногда орнамент покрывался лаком растительного происхождения.

Искусство татуировки лица и тела достигло большой художественной высоты на Маркизских и Маршановых островах. Татуировка могла покрывать геометрическими мотивами все тело. Она имела не только магический, но и социальный смысл. К примеру, зигзагообразные узоры на лице предназначались только для вождей.

Мексика. В VIII—II вв. до и. э. в Древней Мексике произошла канонизация культовых образов и символов. Ящероподобные и змеевидные божества, антропоморфные божества — символы неба, огня, дождя и влаги и др. — становятся обязательным арсеналом мексиканского искусства.

В период с I по IX в. н. э., называемый «классическим», когда искусство было подчинено интересам знати и жрецов, появляется религиозная символика. Изощренные фантастические образы, парадные изображения правителей, олицетворения жизни и смерти сочетаются со сложным орнаментом и иероглифическими надписями.

В храмах-пирамидах Мексики большое место заняли символические мотивы: змеиные головы с раскрытыми пастями, пышное оперение их извивающихся тел, головы ягуаров, антропоморфные изображения - весь многообразный и яркий мир индейской мифологии. Также, кроме изобразительных мотивов используется и «чистый» орнамент, образованный чередованием геометрических элементов. Здесь применяются четырнадцать различных мотивов: крест, зигзаг, многогранник, лесенка, т - образный мотив и ряд других.

В последний период Древней Мексики (X — начало XVI в.) многие традиционные черты искусства сохранились, вместо религиозной символики заняли символы войны и военные сцены.

Перу. Наибольший интерес представляет керамика Перу. Здесь в разные периоды гончарные изделия декорировались то абстрактным гравированным рисунком, то лепным декоративным, то живописным орнаментом. Для украшения использовали красную, кирпично-розовую, темно - красную, оранжевую, темно – зеленую, серо – зеленую и ультрамариновые краски.

Для украшения перуанских тканей использовали мифологические и бытовые сцены, которые имели очень богатую раскраску. Гамма их раскраски насчитывала до 190 различных тонов. После 800 г. до н. э. здесь также изготовляли ткань типа шпалер, которую использовали для каймы на одежде; иногда из нее делали целиком одежду - унку, подобие нынешнего пончо. Характерный орнамент этих тканей — анималистический: рыбы, птицы, хищные животные. Иногда здесь встречаются изображения людей (вожди, воины, танцоры или мифологические сцены). Кроме того, в орнаменте тканей имел место абстрактный декор — ступенчатый орнамент, меандр; растительный же, использовался редко. Для украшения тканей перуанцы также применяли вышивку.

Категория: Статьи | Добавил: world-art (12.07.2013)
Просмотров: 1261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]